Иконопись Древней Руси

26.10.2014
0
1 731

Иконопись в Древней Руси была особым ритуалом, священным действом в прямом смысле слова. Поистине божественные работы появлялись на свет в результате единения художника-иконописца с Богом.

Икона Умиление Божьей Матери

Икона Умиление Божьей Матери, вероятнее всего, попала в Старую Руссу в качестве вклада в городской собор с одной из новгородских икон.

Рамки художника, с одной стороны, заключались в строгом следовании каноническим предписаниям, но с другой стороны, в своей работе иконописец получал возможность достижения глубокого проникновения в образ иконографии и использования изысканных изобразительных средств для фокусировки на духовном предмете.

Процесс написания иконы в Древней Руси был длительным и трудоемким. В начале выбирали материал: чаще это были деревянные доски из липы, на Севере - из лиственницы и ели, в Пскове - из сосны. Иконописцы редко выбирали дерево для своих работ, чаще им помогали деревщики и древоделы, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Большие иконы собирались из составных деревянных частей, при этом характер крепления также носил особую значимость.

Особое внимание уделяли веществу грунта, способу подготовки поверхности, технологии изготовления красок и, наконец, уникальной последовательности письма. При написании иконы выбирали краски "темпера" - сухие порошковые натуральные пигменты на основе эмульсии из воды и яичного желтка. Грунтом служил "левкас", который приготовлялся из мела (или алебастра) и рыбьего (осетрового) клея. В начале иконная доска подвергалась промазыванием жидким горячим клеем, затем наклеивалась специальная паволока, которую внимательно притирал мастер ладонью. После того, как высохла паволока, наносили левкас различными приемами в несколько слоев. Далее поверхность левкаса тщательно выравнивалась (порой шлифовалась) или наоборот, создавался определенный рельеф, который позже золотили, чтобы выполнить "чеканку" по вызолоченному левкасу. Наконец, на подготовленной поверхности художник наносил рисунок - сначала первая прорисовка легким касанием угля из березовой ветки, затем вторая черной или коричневой краской. Здесь иконописец придерживался строгой последовательности письма: сначала золотили все необходимое (поля иконы, венцы, складки одежды, сияющий свет), затем выполнялось доличное письмо, т.е. живопись без лиц и не закрытых одеждой частей тела (утварь, строения, одежда, пейзаж). На заключительном этапе художник писал лики. В последствии готовое изображение покрывали специальным масляным лаком или "проолифливали".

Нужно отметить, что каждому мастеру было свойственно применять собственную технику, которая обязательно вписывалась в концепцию иконографии, а также отражала период времени написания иконы. Только время могло изменить общую концепцию иконописания.

Жизнь художника и его мастерство соединялись в момент написания иконы: в общении с божественным миром, художник употреблял пищу в выходной день, молился днем и ночью. В Древней Руси верили, что икона писалась "рукой Бога", поэтому казалось неуместным называть имя, чьими руками Бог воспользовался.

Рейтинг:
-
+5
+
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Похожие новости:
04.04.2013
Свое название пустыня получила из языка народности нама и в переводе означает: "Место, где ничего нет". Несмотря на пустынную местность, Намиб богата красивыми пейзажами красных песков. Продолжение в полной новости...
27.04.2015
Концептуальная работа художника Оскара Виналса (Oscar Viñals).
22.08.2013
Чтобы покрасить металлическую кровлю, необходимо применять специальные краски.
22.04.2013
Художник Jeremy Geddes, родом из Новой Зеландии, совсем недавно переехал в Мельбурн, Австралия. Он любит свою творческую работу, а в перерывах он играет на гитаре и пьет кофе. Продолжение в полной новости...
23.12.2014
В 2009 году концепт-художник закончил Государственный университет Айовы по специальности "Цифровой дизайн". Сегодня мы можем ознакомиться с некоторыми работами художника, которые отражают его образованность и сильное стремление к путешествиям по
21.04.2013
Художник Eduardo Coimbra пересмотрел свои взгляды на выражение "спустись с облаков" и решил спустить облака на землю. Пять лайтбоксов с флуоресцентной подсветкой выглядят парящими в воздухе за счет растворяющих инсталляцию в пространстве зеркал,
19.06.2013
Информация о древней технике рукоделия, лучшие места для заказа шерсти для валяния.
15.02.2015
В наше время домашние интерьерные особенности весьма разнообразны, перенимают элементы других культур и вносят тем самым ноту экзотики. В старом русском стиле имелись строгие приверженности традициям, которые отвечали функциям помещения и
14.03.2014
По распоряжению Ивана Грозного, в марте 1564 года была напечатана первая русская книга «Апостол». В наши дни важное событие будет отмечено международной научной конференцией и выставкой в Российской государственной библиотеке, Москва.
18.02.2014
Согласно законодательству все электромонтажные работы можно поделить на те, которые необходимо выполнять только после получения допуска саморегулируемой организации и те, которые можно осуществлять без него. Как же определиться в данном случае? Об
29.10.2013
В своих работах мастера-художники используют обычные материалы, однако совместная игра света и тени заставляет обычным вещам отбрасывать весьма необычные тени и волшебные силуэты.
29.01.2017
Ученые долгое время пытались понять смысл писаний. Сначала они думали, что писания имеют схожий с нашим алфавит, т.е. иероглиф означает одну букву или целое слово, но как оказалось, иероглифы были более многогранны, две буквы соединялись воедино, к
выбрать фон